Семинская восьмерка налегке, Алтай 10-12 июня 2012 г.

 

УчастникиIlyas, В.

 

Очищая от комьев грязи свой велосипед прямо в ручье где-то между третьим и четвертым перевалом за день, я думал – «как же я так просчитался, и где ожидаемое, ни к чему не обязывающее, кручение педалей и как опять так получилось, что я сам себе устроил этот марафон по горам Алтая?». Вася, отмывая свой велосипед неподалеку, наверное, думал также. Но, наверное, это и есть отдых…

 

Intro:

 

План был простой и заключался в старте из Чемала, потом Еланда, Ороктойский перевал 1640 – Семинский перевал 1730  – ночевка – спуск с Семинского – дорога на Усть-Кан – перевал Ябоганский 1509 – поворот на север – еще два перевала 1450 и 1545 – въезд в Шебалино – подъем опять на Семинский 1730 – ночевка – спуск в Шебалино и через перевал Апшуяхта обратно в Чемал.

 

Подготовка свелась к упаковке байков и покупке фрутиладок. Вася подготовился дополнительно: порвал утром покрышку и сломал ногой спицу в переднем колесе.

 

Но вот, спица поставлена, фрутиладки куплены, пробка на Бердском шоссе частично объехана, и Алтай медленно приближается к нам и к полночи приблизился уже в районе Аи. Поняв, что до Чемала нам уже ехать как-то лениво, остановились в мотеле у дороги, отдав 1000 руб. за номер.

 

Утром в 9-00 были уже в Чемале, позавтракали  лагманом в кафе, оставили машину во дворе небольшой частной гостиницы прямо в центре Чемала и в 10-00 стартанули вверх по Чемальскому тракту. Из экипировки – джерси и трусы, рюкзачек под гидропак 2л., в котором наколенники + налокотники и ветровка. У Васи было все проще: джерси и трусы и дождевичек в кармане.

 

семинская восьмерка

Итак, день первый: «Горная разминка»

 

В Еланде перекусили  булочкой с йогуртом, отметили окончание асфальта и начало грейдера, набрали воды в колонке и вперед. После Еланды ненадолго съехали с грейдера на параллельную грунтовку, встретили единственного за всю поездку велосипедиста, летевшего навстречу. На мосту через Катунь было шоу: одни туристы наблюдали, как другие туристы сплавлялись через пороги, всем было интересно, и мы тоже посмотрели с удовольствием.  Дальше пошел подъем уже более значительный до Ороктоя, нас два раза догонял какой-то ниссан и потом два раза проезжал на встречу обратно, обдавая нас пылью. Поэтому 4 раза он был обозван нелестным словом «п…..с»

 

После брода за Ороктоем начался, собственно, перевал. Крутые стенки, серпантин, бесчисленное количество витков, кажется вот уже последний, но нет, там еще и еще…  Этот перевал, который я помнил по прошлому году наоборот, казалось отыгрывался на мне за прошлогодний быстрый и приятный спуск, превратив его в вертикальный подъем при +30.   Самая популярная передачка у меня стала 24-34, да и то было не сладко. Вася бодро, но недолго, крутил на своей шоссейной кассете, после чего куда-то пропал. Наверное, интервалы катает, думал я, дожидаясь его на вершине перевала, который вымотал так, что уже хотелось домой.

 

Но вот уже мы несемся вниз по коровникам, грунтовкам, щебеночкам и долетаем до Нижней Талды, где пьем молоко и заправляем водой уже опустевшие бачки. Еще немного спуска и Чуйский тракт, и 40 км. подъема на Семинский, жара, силы уже не те. Проехали все деревни и на нефтебазе решили сделать остановку. Вася хотел пива, я сказал, какое пиво, и так еле катим, взял ему молока. Себе хотел взять сока, но измученные жаждой губы произнесли продавщице: «пива!». Попивая холодное пивко под пристальным взглядом обманутого Василия, я приходил в себя от жары и подъем на Семинский уже не казался страшным.  Так и вышло, закатил достаточно бодро и в 18-00 был уже на перевале.

 

Через несколько минут закатил и Василий, который, будучи униженным  катанием на колесе и приходя в себя после ороктойского перевала,  к которому он был настолько не готов, что даже не ожидал на сколько он может быть не готов вообще, 

именовавший себя ранее суперстаром, пришел к честному, но неудовлетворительному для себя выводу, что он вовсе не суперстар, а просто стар и немощен. *

 

В подарок за пройденные километры мы получили отсутствие свободных мест на основной базе и устроили даунхилл на базу Динамо, пугая отдыхающих. Там нас тоже послали, и мы поехали вниз в «Золотой Кедр», если там не повезет, то поехали бы в Шебалино. Но там были рады и нам и 1500 руб., которые мы (с удовольствием?) отдали.

Минусом было отсутствие душа, раковина в номере частично справилась за него, а плюс был в наличии тут же кафе и бара (это казалось нам немаловажным!).

 

Сухие цифры: дистанция 132,51 км.; ходовое время – 7-10 ч ; средняя скорость – 18,49 км/ч; максимальная скорость – 51 км/ч;  набор высоты – 2846 м; сброс высоты – 1401 м., километраж вверх – 83,48 км, километраж вниз – 46, 81км.

 

 

  

Вася                                                                                                                        Чемал - Еланда

 

 

я в Еланде                                                                                                            Еланда – мост через Катунь

 

мост через Катунь                                                                                                дорога к с. Ороктой

 

Ороктой                                                                                                                  брод после Ороктоя

 

 

 

Ороктойский перевал                                                                                        спуск с Ороктоя в Нижнюю Талду

 

 

в грязь здесь лучше не попадать

 

 

 

нефтебаза                                                                                                 пер. Семинский

 

 

в номерах «Золотой Кедр»

 

 

 

маршрут 1-й день                                                                                                                                   рельеф 1-й день

 

День второй: «Королевский горный этап»

 

В 6-00 пошел дождь. В 6-40 он закончился и мы поехали вверх в столовую завтракать. Каши еще не было, но был омлет, бутерброды и сосиски, и это было неплохо.

Вниз с Семинского полетели в 8-00, асфальт был еще влажный, а скорость большая, поэтому я боялся и больше 73 км/ч не разогнался. После нефтебазы поворот направо и среднего качества асфальт повел нас в сторону Усть-Кана, потихоньку повышая высоту до самого Ябоганского перевала. После 30 км. спуска начались 60 км подъема, пролетали деревни Талда, Теньга, Каракобы, Ело, Верх Ело, остановились только в одной, попить и поесть. Скоро начался грейдер, Вася срулил на параллельную грунтовку, и все машины поехали за ним. А я ехал по пустому, но трясучему грейдеру, но один.

 

Вскоре мы приехали к священному (судя по ленточкам) источнику, где была предупреждающая табличка, о том как не надо себя тут вести. Самое главное было не бросать деньги в источник. Проезжающие читать явно не умели, так как монет в источнике было уже достаточно для апгрейда с аливио на деор. Вася и тут проявил сознательность, и стал вытаскивать монеты из родника для очищения совести и придания особой кармы поездке. Но, после того, как я предположил, что если его кто-то увидит за этим занятием, то может неправильно понять, он это все бросил и мы просто наполнили фляжки и умылись.

 

А потом начался опять асфальт и в сам перевал Ябоганский (1500 м., кстати) мы заехали по ровному, а наверху нас ждала встреча с главой администрации Ябогана, который угостил нас традиционной алтайской выпечкой. Растроганный Вася усадил первую леди Ябогана на свой велосипед и дал ее сфотографировать радостному мэру. Пожелав друг другу счастливой охоты, мы поехали каждый по своим делам. Спуск по асфальту с виражами был прекрасен и впереди открылась долина с типично азиатским пейзажем: холмы, лишенные растительности, тяжелый душный воздух, степь и вдалеке снежные вершины гор.

 

По пути забронировали номер в Семинском, и доехать туда мы уже были обязаны.

 

Проезжая Ябоган неуемный Василий помог какой-то девочке затащить бочку с водой на пригорок и поехал догонять меня, пропустившего этот эпический момент. За всеми приключениями мы совершенно забыли про воду, а впереди была лишь сухая степь и маячивший второй перевал – Чакырский.

 

Чакырский – это Чике-Таман. Один в один, даже высота такая же и виражи такие же. Я испытал дежавю, взбираясь на него, мне казалось, там наверху будет кафе с чаем и едой. Но нет, все же это не Чике-Таман, хоть и жалко. Время было почти 14-00, проехали 120 км, впереди еще два перевала и я уже начинаю сомневаться в успехе данного мероприятия. Но возврата уже нет, погода портится и мы ринулись вниз, срезая повороты и выехали на грейдер аккурат, когда пошел дождик.

 

По пути нам попался ручей, и мы наконец напились, оделись и тут показалось село Беш-Озек. Ничего примечательного там мы не увидели, и по мокрой грунтовке поехали вверх к перевалу Кудатинский, который был последним испытанием, так как после него Шебалино, асфальт, и до Семинского мы бы докатили в любом случае, даже в самом плохом.

 

Этот плохой случай застал нас на вершине, которая тоже расположилась под 1500 м. Дождь пошел уже не каплями, а уверенно, и наш спуск превратился в слалом коров на льду, когда байк просто плывет по дороге с залипшими грязью колесами и всеми остальными своими девайсами.

 

А потом был коровник. Кто ездил по коровнику в дождь, тот знает что это за удовольствие. У меня от грязи заблокировались оба колеса и я просто шел по траве разгоняя коров, которые получали явное удовольствие от этого зрелища. Эти бифштексы даже мычали издевательски. 

 

Помывка у ручья была незамысловатая, опустив байки в воду мы пальцами выколупывали грязь, которая мешала ехать. Остальную грязь не трогали, и въехали в Шебалино брутально-грязными, но гордыми байкерами. В Шебалино поели батончиков, купили губки для мытья велосипедов в 18-00 выехали на Семинский. Еще 30 км, но какие! После 170 км, трех перевалов и под дождиком мы докатывали этот маршрут. Где-то посередине, помылись уже окончательно под мостом в Семе, очистили последнюю грязь с велосипедов и в 20-00 уже взобрался наверх. Вася немного дольше отмывал свой любимый велосипед, аргументируя это тем, что один хрен заедет на семинский на несколько минут позже, что и произошло. Доехав уже после 20 под дождем он * сразу залез в ванну, а я пошел есть манты и суп в столовую.

А дождь закончился только под утро.

 

Сухие цифры: дистанция 207,76 км.; ходовое время – 10-24 ч ; средняя скорость – 19,98 км/ч; максимальная скорость – 73 км/ч;  набор высоты – 2603 м; сброс высоты – 2655 м., километраж вверх – 113 км, километраж вниз –94 км.

 

 

 

 

после дождика на Семинском                                                              спуск

 

 

дорога на Усть-Кан                                                                                  дорога на Усть-Кан

 

начался грейдер

 

 

 

источник на трассе                                                                                  надпись у источника

 

собранная мелочь летит в специальный бак

 

 

 

впереди Ябоганский перевал                                                                         на вершине Ябоганского перевала

 

 

после спуска                                                                                                за Ябоганом началась типичная Азия, без елок, но с холмами

 

 

 

на перевал Чакырский                                                                                      Чакырский – а-ля Чике-Таман

 

 

вид с Чакырского                                                                                     на вершине

 

 

 

начинается дождик

 

 

 

дорога на пер. Кудатинский                                                                             дорога на пер. Кудатинский

 

 

седловина Кудатинского                                                                                   на перевале, дальше дождь и фотик был спрятан в рюкзак.

 

 

 

маршрут 2-й день                                                                                                                                   рельеф 2-й день

 

День третий, «Герой асфальта»

 

Через Апшуяхту ехать не имело смысла, разве что поваляться в грязи, поэтому поехали вниз до Усть-Семы и наверх по асфальту в Чемал.

 

Тут все было быстро, и с одной остановкой в турбазе Катунь мы докатили до Чемала.

Выехали в 8-00, в Чемале были уже в 13-00, 123,32 км, 4-07 ч., средняя 30, набор 400 м., спуск 1753 м., километраж вверх – 35 км, километраж вниз –88 км

 

Вася, правда, поехал сначала с Семинского не в ту сторону, ибо страдает скрытой формой топологического кретинизма вкупе с периодической легкомысленностью * , я не стал сильно надрываться и кричать ему, а просто поехал в нужную, предвкушая удовольствие от того как он съедет и опять будет забираться обратно. Но он сориентировался, и вовремя развернулся.

 

А потом кофе и нудный путь домой, в стаю.

 

 

маршрут 3-й день                                                                                                                                               рельеф 3-й день

 

 

 

Итого 463 км, несколько новых перевалов, интересный маршрут и вообще, вот таким я и вижу этот непонятный день независимости.

 

* - самокритичные комментарии В.                                         

Hosted by uCoz