Велопробег налегке по Горному Алтаю, 30.07.11 – 01.08.11

 

Маршрут: Ая – пер. Бирюсинский – пер. Комарский – Черга – Шебалино – пер. Семинский – Нижняя Талда – пер. Ороктойский – Еланда – Чемал – Манжерок – Ая.

 

Участники: Tohandr, Ilyas

 

В среду мне позвонил Антоха и сообщил радостную новость – он уволился с работы и свободного времени теперь хоть лопатой греби. Поэтому – почему бы не закатить по Алтаю кружочек! Так как я тоже был бездельником, то немедленно согласился.

 

План был доехать до Аи на машине, оставить ее там на базе и с утреца выехать на Семинский перевал через село Верх-Ая, перевал Комарский и далее по Чуйскому тракту до Семинского, где и заночевать. Если не покатит, доехать хотя бы до Шебалино. Утром съехать с Семинского, взобраться на Ороктойский перевал, перевалить через него и заночевать уже в Чемале, или, на худой конец, в Еладе. А на следующий день плавно доехать до Аи с разведкой даунхильной трассы на Манжерке и вечером третьего дня уже быть в Новосибирске. Есть строго в кафе, спать на базах, шмотья с собой тащить по минимуму. Что и было исполнено в строгом соответствии с графиком, поправ незыблемые законы велотуризма - тащить жратвы побольше и ехать поменьше.

 

карта:

 

профиль:

 

День нулевой:

 

Выехать из города до обеда не получилось, поэтому попали в традиционный пятничный трафик. К Аи подъехали уже затемно. Еще дома были попытки заранее определится с базой на Ае, но они с треском провалились в виду огромного количества этих баз. Поэтому было решено остановиться на ближайшей к точке старта базе.   

 

Итак, день первый:

 

Проснувшись в двухместной конуре на базе отдыха у села Ая мы позавтракали заказанными с вечера чебуреками и собрали велы. При сборке убедлись, что у меня вытекло масло из вилки прямо в Антохину машину и почти не работает передний тормоз. Однако, страшных спусков на сегодня не предвиделось, поэтому решено было забить. С утра было весьма прохладно, поэтому решили взять с собой кучу ненужного, как потом оказалось, теплого шмотья.

В 8-00 стартанули.

Погода была отличная, солнце светило, становилось все теплее и, подъезжая к Бирюсинскому перевалу, мы уже избавились от ветровок, наколенников и штанов и весело попедалили вверх. Трасса, связывающая с.Ая и с.Алтайское – это неплохой асфальт, машин мало, поэтому катилось легко, несмотря на утренние чебуреки, которые никак не хотели перевариваться в желудке. Все таки жирная жареная еда с утра не способствует спортивному настрою, но альтернатив не было – чебуреки – это все, что нам могли предложить в столь ранний час.

По-хорошему, надо было купить чего-нибудь вечером, а утром разогреть в микроволновке. У нас же ума хватило только на вечернюю бутылочку пива.

 

 

                        шоссе на Алтайское                                                                                                пер. Бирюсинский

 

Бирюсинский оказался перевальчиком с двумя вершинами, с высотами 600 и 475 метров соответственно. Заезжается легко, потом спуск поворот налево, грейдер и подъем на перевал Комарский. На Комарский (890 м.) взобрались уже в 11-30 и немного отдохнув ринулись вниз. Дальше спуск идет до самой Черги, по пути заправляемся водой из родника в селе Булухта. В Черге настало время обеда, так как утренние чебуреки уже потихоньку забылись и мы отобедали в кафе на центральной площади. А дальше пошел непрерывный подъем вверх по Чуйскому тракту.

Погода радовала: на небе ни облачка, жара, колеса прилипают к расплавленному на асфальте битуму.

 

 

                        подъем на Комарский                                                                                                пер. Комарский

 

                                спуск к Черге                                                                                заняты своим любимым делом

 

В Шебалино делаем остановку, заправляемся водой из родника на выезде из села, подкрепляемся мороженым и едем штурмовать Семинский (1720 м.). На подъеме ведутся работу по укладке нового асфальта . Ехать становится еще веселей – периодически приходится ехать по обочине, либо свеженалитому битуму, от машин летят камешки, поэтому желание снять шлем, чтоб стало чуточку прохладней быстро пропадает, а до окончания подъема еще педалить и педалить. Тем не менее уже в начале шестого я забираюсь на Семинский, потратив на сам перевал 40 минут. Антоха заполз на него спустя 15 минут, но выглядил посвежее.

 

                                Чуйский тракт                                                                                                    пер. Семинский

 

            традиционный вид из окна на Сарлык

 

На ночлег устраиваемся в двухэтажной гостинице, ужинаем в столовой (убедившись, что цены там в очередной раз выросли) и весело празднуем день рождения Антона, благо было чем: Антоха c кучей ненужного барахла захватил с собой фляжку с Jameson, что изрядно подняло нам настроение! Однако, когда он закончился, мы решили прогуляться сотню метров до бара. Тут то нам и понадобились теплый комплект одежды (ну не зря же везли!)

Я даже поменял передние колодки, так как художественный свист старых уже начинал нервировать, а ведь завтра предстояло два больших спуска!

 

итого 164, 53 км, ходовое время 7-17.

 

День второй:

 

Завтрак в столовой был с 7-30 и мы не опоздали ни на минуту. Поев по максимуму (ведь до Еланды нам обеда не светило) мы ринулись вниз с Семинского в 8-30.

 

                                впереди - Нижняя Талда                                                                            подъем на пер. Ороктойский

 

                        подъем на Ороктойский

 

Несмотря на опасения, что утро будет холодным и дождливым, было просто жарко и солнце светило вовсю, поэтому и настроение было отличным. После окончания основного спуска сразу же сняли ветровки, штаны, наколенники. До сворота на Нижнюю Талду долетели на одном дыхании и сразу ринулись вверх. Подъем на Ороктойский перевал достаточно пологий, проходит через различные коровники и маральники и в сухую погоду проезжается на ура. По пути мы традиционно отвечаем на вопросы местных алтайцев, кто такие, откуда и куда собрались а также встречаем джиперов, сначала наших, а потом немцев. От наших приходится уворачиваться на дороге, а немцы сами от нас уворачивались, съезжали на обочину и вежливо пропускали. Вот что значит воспитание!

 

 

                                на пер. Ороктойском                                                                                            спуск

 

На перевал взобрались уже в 12-00, зафиксировали высоту 1628 м. и поехали даунхилить. Тем более медлить было нельзя, со стороны Н.Талды набегал дождичек, а спуск нам нужен был сухим. С этой стороны спуск был более крутым, каменистым, с локальными лужами и прочими прелестями. Но Антоху это не смущало, он пытался на практике проверить все, что вычитал из умных книжек и услышал от опытных даунхилеров – в результате несколько раз чуть не убрался. Я же предпочитал притормаживать на опасных участках.

 

Уже в конце спуска встретили завязшую в луже Хонду Цивик, которая каким то чудом проехала весь перевал и в последней луже вырвала передний бампер. Вокруг Хонды трое новосибирцев (ну а кто еще!) черпали ведрами грязь из лужи, пытаясь тем самым вытащить машинку. Оказывается, местные сказали им, что до Чемала есть короткая дорога и они решили срезать путь через Ороктойский перевал! Срезали уже второй день…. Проезжавшие джиперы на лифтованных крузаках нервно курили, когда видели их на своем пути и за пару снимков  помогали им выбраться из очередной лужи. Мы ничем помочь им не могли, кроме как уделаться за компанию с ними в грязи, а зафотать их не позволила совесть (чего глумиться-то!)

 

Вдоволь налюбовавшись на эту картину, мы понеслись дальше. Ороктой проехали не останавливаясь и к 13-00 подъехали к Катуни. Тут нас немного освежили крупные, но редкие капли дождя. Доехав до Еланды, решили наконец перекусить. После легкого завтрака на Семинском прошло уже больше пяти часов. Однако, единственный магазин в Еланде оказался оккупирован туристами, которые собрались скупить в нем все пиво. Поэтому решили доехать до базы с верблюдом и там перекусить, но оказалось, что там могут предложить только ночлег. Переждав под навесом мелкий дождик и доев последние ништяки, решили ехать до Чемала, где перекусить и думать, что делать дальше. Работая сменами, к началу четвертого доехали до Чемала. В одном летнем кафе нам сказали, что по воскресеньям они работают до 3-х часов, в другом нарвались на злобного охранника, который не разрешил нам поставить наши байки у оградки (чтобы мы их видели).

В итоге решили поехать сразу на базу обедать и устраиваться на ночлег. Хоть до Аи было всего 80 км вниз по асфальту, а время только четвертый час, ехать по дороге с кучей возвращающихся туристов на авто не захотелось. Да и желания потом рулить в ночь в Нск тоже не было. К тому же у безработных нет понедельников )))

В Чемале остановились на базе Лазурный Берег, и тут же принялись отмечать скорое окончание маршрута с гостеприимными хозяйками базы, да так увлеклись, что закончили уже глубокой ночью.

 

                                                                                                     мост через Катунь

 

                                            отдыхаем....

 

итого 131,8 км, ходовое время 5-50

 

 

День третий:

Утро настало неожиданно, по базе ходил какой-то мужик в трусах и просил водки. Так как мужика никто не знал, и откуда он тут взялся неизвестно, то его просто выгнали нафиг.  Еле оклемавшись от вчерашнего веселья, я с ужасом смотрел на байк. Казалось, взобраться на него было проблемой, не то что пилить 100 км. до Аи. Но я собрал волю в кулак, и мы выдвинулись уже в 9-30. Несмотря ни на что, поехали мы довольно бодро, средняя скорость была аж за 30 км/час.

По дороге мы встретили бредущего по обочине утреннего мужика в трусах и из последних сил пытающегося заехать в горку на веле сурового охранника кафе, который нас не пустил с байками. Работая сменами, долетели до кафе в Усть-Семе,  где и позавтракали. После этого спокойно докатились до Манжерка.

 

За неделю до поездки Антоха увидал видео от нского даунхиллера с трассы в Манжерке. На видео была обычная лесная тропинка, поэтому решили проехать по этой «даунхильной» трассе на кантрийных хардтейлах и рюкзачками за спиной ))) Ценник в 250 руб. за подъем сначала было отбил желание, но потом все же решили съездить.

 

Вверх поднимались на подъемнике, держа велы, что бы они не упали. Подъемник до вершины идет минут 30, держать байки порядком надоедает, как и отвечать на вопросы встречных: «А вы вниз на велах?!!!». Но мы справились, и полюбовавшись видом с вершины, поехали осваивать даунхилл. Вначале все было просто: извилистая тропинка по лесу, местами даже приходилось педалить. Но потом началось то, чего на видео не было – уклон стал настолько сильным, что рюкзак все время наползал на голову, а на тропе появилось множество камней. Побоявшись, что 100 мм хода вилки будет недостаточно для обработки всех неровностей, а наша техника (точнее ее отсутствие) оставляет желать лучшего, мы решили прогуляться пешком. По дороге встретили строителей трассы, которые сказали, что любой нормальный кантрийщик может проехать на кантрийнике же всю трассу. Правда, на десяток человек у них был один даунхильный двухподвес с двухкоронкой. 

После лагеря строителей участки стали более пологие, и мы ехали вниз, пропуская только дропы.

 

 

 

 

                                            на подъемнике                                                                                        верхняя точка

 

                    нашли кияночку по пути...                                                                                        оз. Манжерок

 

Отдохнув у озера Манжерок, мы прохлопали приближение тучки и начали убегать от нее слишком поздно. Она села нам на колесо – мелкий дождичек приятно охлаждал все дорогу. Однако перед самой Аей стало ясно, что сейчас ливанет – поехали так, как будто у нас финишный спурт какого-нибудь марафона, а не батонского велопробега. Под конец уже херачили под 40, но за 2 км. до базы нас все же накрыло. Переждав основной ливень, мы поехали докатывать оставшиеся метры. Антоха поехал тихонько, стараясь под конец маршрута не испачкаться. А я на радостях вломил так, что растянулся поперек шоссе на мокром асфальте, уже сворачивая на базу. И это после почти 400 км пробега, спуска с Ороктойского перевала и даунхильной трассы!!! Завершив таким заключительным штрихом наш походик, я заклеился пластырем, и мы поехали домой, сожрав предварительно шашлык в ближайшем кафе.  

 

 

                    дождик нас все же накрыл.

 

итого 91,59 км, ходовое время 3-30

 

Резюме. Маршрут отличный, времени оставалось всегда с запасом, с погодой повезло.

На ночевки потратили по 1500 руб., на еду и прочие удовольствия аж по 2500 руб, так как жрали много и особо не экономили.

 

Трек

 

 

Hosted by uCoz